[Греч. Μάρκος ὁ ᾿Αθηναῖος] († ок. 400), прп. (пам. 5 апр.; пам. греч. 5 марта). Повествование о посещении великого подвижника М. А. аввой Серапионом имеет форму патерикового рассказа, однако представляет собой самостоятельное произведение, не входившее в древние патериковые собрания. Д. Папебрук считал, что данное произведение возникло в результате переработки Жития Павла Фивейского (ActaSS. 1738. Mai. T. 3. P. 358). Это мнение разделяли мн. исследователи, в т. ч. Л. С. де Тиймон и П. Пеетерс. Житие М. А. сохранилось в 25 рукописях XII-XIX вв., Х. Ангелиди делит списки Жития М. А. на 3 группы и отмечает, что группы рукописей B и G переработаны (᾿Αγγελίδη. 1989. Σ. 43). В эпоху расцвета егип. монашества известно 8 подвижников, носивших имя Серапион, в их числе ученик прп. Антония Великого и автор Жития прп. Макария Египетского. В Житии М. А. упоминается и «великий старец» Иоанн, личность к-рого также установить невозможно. Подвижник по имени Иоанн жил в Скиту и стал преемником прп. Макария Египетского на должности пресвитера (Palladius. Lausiac. 17). Гораздо более известным современником М. А., носившим это имя, был прп. Иоанн Ликопольский, живший в Фиваиде, однако «великий старец» Иоанн подвизался в окрестностях Скита.
История о путешествии старца Серапиона к М. А. также сохранилась в сир., арм., копт. и араб. версиях (BHO, N 605-607). Житие М. А. было переведено на слав. язык не позднее 1-й трети XIV в., вероятнее всего на Афоне, и, очевидно, не в составе минейного сборника, чем и объясняется большой разнобой в его календарной приуроченности. На Руси Житие М. А. получило распространение в кон. XIV в., со «вторым южнославянским влиянием», старший список содержится в пергаменном сборнике кон. XIV в. (?) РНБ. Погод. № 66, новгородском по происхождению и принадлежавшем в XVI в. Сильвестру, священнику кремлевского Благовещенского собора.
Во время путешествия в Скитскую пустыню к «великому старцу» Иоанну Серапион получил откровение пойти за благословением на Фраческую гору в Эфиопии к 130-летнему отшельнику М. А., который не имел себе равных среди пустынников и постников и скоро должен был отойти ко Господу. В то время Эфиопией называли территорию, простиравшуюся от Красного м. до Мавритании. Исследователи предполагают, что Фраческая гора (Θράκη), именуемая в вост. версиях Тармака, находилась на территории совр. Ливии.
В Александрии старец Серапион узнал у одного купца, как достигнуть Фраческой горы. Авва Серапион предпринял путешествие по пустыне, к-рое смог совершить только с помощью ангелов, явившихся ему в образах 2 отшельников. Фраческая гора находилась у моря, не имела никакой растительности и была так высока, что старец Серапион взбирался на нее в течение 7 дней. В последнюю ночь он увидел сходящего с неба к М. А. ангела Божия, предвозвещавшего его приход: «Блажен ты, авва Марк, и благо тебе будет! Вот мы привели к тебе отца Серапиона, которого хотела зреть душа твоя, так как ты не пожелал видеть никого из людей, кроме него!» (᾿Αγγελίδη. 1989. Σ. 48). Когда авва Серапион приблизился ко входу в пещеру, где жил М. А., то услышал пение псалмов. М. А. обрадовался его приходу и воскликнул: «О, как велик подвиг моего духовного сына Серапиона, который предпринял труд, чтобы увидеть мое обиталище!» (Ibid. Σ. 49). М. А. поведал старцу Серапиону о своей жизни. Он род. в Афинах, изучал философию, но после смерти родителей решил отречься от мира. М. А. отправился в плавание по морю на доске, и волны принесли его к подножию Фраческой горы. Здесь он подвизался 95 лет, за это время не увидев ни одного человеческого лица. Нагой и босой М. А. терпел голод, жажду, холод и диавольские нападения. Он вкушал земную пыль и пил морскую воду. Когда прошло 30 лет, на подвижника излились благодать Божия и Его милосердие. На теле М. А. выросли густые волосы, как у зверя, голод и жажда больше не овладевали им, пищу святому стали приносить ангелы, а бесы не смели приближаться к нему. М. А. был удостоен дара чудотворения: авва Серапион был свидетелем того, как по его слову Фраческая гора сдвинулась и вернулась на свое место. Еще при жизни М. А. удостоился видения рая. Подвижник спросил у аввы Серапиона, продолжаются ли в миру идолослужение и гонения на христиан, и возрадовался, когда узнал, что гонения прекратились и язычество посрамлено.
Последнюю ночь земной жизни М. А. авва Серапион провел с ним в бодрствовании и пении псалмов. Он стал свидетелем блаженной кончины святого. М. А. велел положить его тело в пещере, а вход в нее завалить камнем. Вернувшись в Египет, авва Серапион поведал о М. А. «великому старцу» Иоанну и братии.
В визант. период Житие М. А. включалось в основном в сборники некалендарного состава и не встречается в Синаксарях. Краткие синаксарные Жития прп. Марка Монаха (5 марта) представляют собой компиляцию биографических сведений о 3 др. подвижниках: прп. Марке Пустыннике, Марке Нитрийском и прп. Макарии Александрийском (SynCP. Col. 509-511).
В южнославянских рукописях Житие М. А. встречается под 5 марта (древнейший список - БПБ. № 219, 1381 г.) и под 5 апр. (более ранние списки - Ath. Chil. slav. 473, 2-я часть 1335-1345 гг., Черногория. Цетинский мон-рь. № 67, XV в.) (Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 478-480, 514-515). В ряде древнерус. списков это произведение не имеет даты в заглавии (напр., РГБ. Вол. № 657, 1487 г.; РГБ. Троиц. № 745, XIV в., Троиц. № 752, XV в.) и, возможно, рассматривается (в соответствии с начальными словами: «Поведаше нам авва Серапион…») как патериковая повесть. В ВМЧ Житие М. А. приведено под 31 дек. (ВМЧ. Дек. Дни 25-31. Стб. 2484-2496) и под 1 мая (Там же. Май. Дни. 1-8. С. 149-155). В Минеях-Четьих Иоанна Милютина (1646-1654) это Житие приводится под 19 янв. и под 5 марта. В 1668 г. болландисты поместили сведения о М. А. в «Acta Sanctorum» под 29 марта. Свт. Димитрий Ростовский поместил в свои Минеи-Четьи Житие М. А. под 5 апр., указав источник текста: «от великия Минеи Четьи» (Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 113-116 об.). Дата празднования 5 апр. утвердилась в совр. календаре РПЦ, тогда как в греч. Церкви день памяти святого - 5 марта.
В Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) память М. А. указана под 20 мая, а в Александрийском Синаксаре - под 16 апр.